EXPO MILANO - работа в Италии на международной выставке . Эдуард Кичигин

Ландшафтный дизайн в России и за рубежем.


Ландшафтный дизайн

Ландшафтный дизайн в различных его проявлениях плотно изучался мной в течении 6 лет учебы в академии. ЛТА в этом отношении конечно же не лучший вариант для воспитания хорошего дизайнера. Академия может скорее воспитать ученого - лесовода, но не специалиста в работе с пространством, созданным для человека.

Тема данной статьи - подход к образованию и анализу практики в нашей стране и за рубежем. 
Разницу можно обозначить сразу же и абсолютно четко. В Европе ландшафтный дизайн делается для социальных групп, составляющих общество в целом, и этим решается долговременный экономический эффект, в России ландшафтный дизайн делается для того, кто платит, и этим достигается кратковременный экономический эффект. 

Начну с моей позиции по отношению к ландшафтному дизайну в России. 
Так как в ситуации нестабильной экономики и политической ситуации невозможно долговременное планирование, за эталон здравого смысла в России берется схема - сделал и забыл. А то, что сделано было веками ранее - подлежит пиитетному отношению, и неприкосновенность этого будет охраняться с отчаяньем истерики. 

Получается странная ситуация - есть ряд исторических, неприкосновенных объекстов, которые созданы веками раньше под нужды совершенно иного сообщества , экономического и общественного строя, которыми необходимо восхищаться, что б продемонстрировать наличие вкуса и культурного уровня, и есть огромное количество современных проектов, которые выполнены на "отвали" , но обоснование их так же весомо для российского менталитета, как и весомы ландшафтные произведения вековой давности. 

Получаем две полярные ситуации, как норму жизни , и между которыми должна бы уместиться золотая середина, но ее не было и нет. И в академии этому не учат. 

Запад идет по иному пути.
То, что в России считают смешным, нерентабельным и необоснованным в кратковременной экономической и социальной перспективе, а потому и не задумываются над этим и тем более не обучают даже в ВУЗах, в Европе, Азии и Америке - нормальная рабочая ситуация на долговременную перспективу. 

Ландшафтный дизайн в России и за границей - исходит из совершенно различных базовых факторов - поэтому и тотальное непонимание, и неготовность наших специалистов работать на международном уровне. В России такому не учат - есть шансы только или уехать зарубеж учиться или постигать все самому из третьих источников.  

Социальная составляющая как основа перспективных направлений ландшафтного дизайна на западе.
Запад, в силу устойчивой экономической структуры перерос многие актуальные для нас моменты. Там общество упорядоченно и жестко привязано к стабильной, предсказуемой и панируемой на много лет вперед ситуации. Поэтому для них рентабельность долговременная вполне актуальна, и в отличие от нас они могут вкладывать деньги и ресурсы в проекты, которые принесут доход не моментально.

Такой подход сразу ставит вопрос актуальности тех зданий, сооружений, которые проектируются сейчас - для будущего. Насколько вложения сегодняшнего дня окажутся востребованными через много лет?   

Такой подход сразу же поэтому заставляет думать не в рамках текущей ситуации, а в рамках погнозирования будущего в реализуемых проектах. 

Это прогнозирование может основываться на самых различных моментах, но основное мерило всех этих усилий - люди, которые будут в этой среде жить, за которую они будут платить, которую будут использовать. 

Поэтому в отношении проектирования - архитектурного, ландшафтного, - вообще любых средообразующих объектов - основной составляющей, из которой исходят проектировщики на Западе  - это социальность, социальные группы  и различные виды социума.  Что имееттся в виду. 

В проектировании во главу угла вынесены интересы человека.
Почему жесткий капиталистический мир посчитал такой подход рентабельным? Потому что именно люди и будут возвращать вложенные сейчас инвестиции. Конкурентоспособность фирмы, занимающейся проектированием средообразующих объектов зависит от того, наскоько она учла нынешние и будущие интересы социума, который будет пользоваться ее сооружениями. 

Поэтому огромные объемы инвестиций вкладываются в такие проекты, которые российскому специалисту покажутся бессмысленным разбазариванием  средств и ресурсов, создавая впечатление, что в этой области Запад с жиру бесится. Этого подхода не понять, и созданные в нем произведения не прочитать, если не начать думать в том же ключе. 

Если начать в проектировании думать не от площадей застройки, бюджетов, откатов и сопромата, а от потребностей людей - проектирование предстанет совершенно в ином свете. И это только простой первый шаг к нормальному проектированию. Дальше например стоит думать о совершенно других вещах и принципах, но только после освоения социальной ступени. 

Как в кратце можно представить понятие социальности как основы проектирования? Очень просто - общество, как потребитель делится на различные уровни социума: один человек - частная личность, два -три человека - семья, 5-6 человек - компания друзей, 12 -15 человек - класс, маленькая фирма и т.д.

Продолжение - в следующей статье.

Статьи по теме: 

  1. Ландшафтный дизайн в России и за рубежем.
  2. Средообразующие элементы и социальность среды
  3. Ландшафтный дизайн – за и против человечества. vol1
  4. Результаты и впечатления от Всероссийского конкурса и конференции по ландшафтному дизайну


Комментарии