EXPO MILANO - работа в Италии на международной выставке . Эдуард Кичигин

На дизайне держится искусcтво ?


Про дизайн в целом я уже писал - про восприятие дизайна как сферы искусства (ссылка), сейчас попробую высказаться про восприятие искусства как сферы дизайна :-)

Я считаю , что основная задача дизайна-любого-это участвовать в жизни человеческого сообщества, - украшая, оформляя в привлекательном виде используемые сообществом средства, и делая их использование максимально удобным и приятным.

По сути дизайн нацелен на комфорт и удовольствие, без которого можно обойтись , но будет уже "не айс". Наличие дизайна в жизни человеческого сообщества, это некая ступень общественного развития от чисто утилитарных вещей, к обоснованию необходимости чистого искусства, и без этого шага искусство не смогло бы занять свое место в современном обществе.

Там где и когда ребром стоит вопрос выживания, места для возникновения и формирования не приносящих материальную или интеллектуальную пользу областей деятельности нет. Для них должна быть сформирована достаточная социальная модель, при которой общество может обеспечивать труд деятелей искусства, не приносящий пользы кроме как в эмоциональной сфере.

Но дизайн может существовать, так как в отличии от чистого искусства он способен оплачивать сам себя. Например промышленный дизайн делает производство и использование вещей эффективнее, чем напрямую оправдывает свое существование.

Дизайн продающий и привлекающий внимание дает возможность более эффективно реализовывать товар , чем запросто оправдает вложенные в него средства. Но это уже творчество-первый шаг на пути к искусству, понятию, имеющему в сообществе ценность не практическую.

Дизайн может двигаться и дальше - в умозрительную и эмоциональную сферы, что можно видеть например по искусству кинематографа. Он имеет опять же роль обслуживающую, но и в сфере искусства умудряется отбивать вложенные в него средства.

К дизайну в живописи можно запросто отнести оформление картин, -немалая часть впечатления от живописи в музее зависит от декора рамки, а уж от наличия ее или например паспорту вообще +1 к работе в условиях выставки-думаю что из выставлявшихся художников и фотографов, что читают компот, многие со мной согласятся.

Дизайн прекрасно чуствует себя и в музыке- музыкальные инструменты сами по себе-совершенные произведения дизайна, идеальные как в функциональном так и в эстетическом отношении. Дизайн утилитарных для музыки объектов, как нотный стан например, дерижерская палочка или кулисы стал в силу совершенного решения и эстетической связи с искусством - облагораживающим самостоятельным фактором, несущим в себе имидж, ощущение принадлежности и некий культурный пласт любому объекту, с которым смог его увязать дизайнер или фотограф.

Искусство литературы сейчас находится в интересной ситуации-если раньше мы не мыслили печатного текста без совершенно естественного ему книжного оформления, то сейчас-почему бы и нет? Экран монитора, скачанный с интернета текстовый файл, и вот-читатель один на один с произведением, без поддержки дизайна.

Книга теряет свое изначальное понятие, превращаясь в строго информационный объект-и думаю это многим не по вкусу. В нашей стане восприятие книг было достаточно почтенным, утилитарного отношения и ним не наблюдалось никогда. Варварством было начирикать что либо на страницах, максимум что мог позволить себе культурный человек- это дарственная надпись на второй странице под названием произведения, и то большей частью - если эта книги была его авторства.

Нельзя сказать, что это главным образом заслуга той информации, что была напечатана- за пометки или удаление текстового файла вас никто о осудит, а вот за глумление или уничтожение книги, осужу даже я- в первых рядах, с кирпичем наперевес :)

А тем они по сути различаются? Дизайном. В это понятие в данном случае я ввожу и материальность объекта, как именно вариант дизайнерского решения. И если в данном ключе взглянуть на произведение искусства , то мы увидим, что многие объекты в нем, несмотря на исключительную самостоятельную ценность, без поддержки дизайна теряют львиную долю своей привлекательности.

Прекрасным примером действия дизайна в сфере искусства служит каллиграфия-на востоке ее считают искусством -пусть будет так. Сама по себе она-утилитарное средство для написания текста, конкретно восточных иероглифов, для передачи восточным людям их восточных знаний :) но эстетическое восприятие не позволяет зрителю уравнять каллиграфию и наше чистописание.

И тут во многом решает не только эстетичная основа письма символов текста с помощью кисти и туши, но и неотрывная от этого стилистика, которую уже можно отнести к дизайнерской составляющей-все эти холсты, свитки, кисти, позы и пальцы :) вот так по моему мнению дизайн сосуществует с искусством, и без него-искусство маломыслимо :-)

ps - Написано в метро на ностальгичном телефоне nokia –раскладушке , с антеннкой .
Рисунок - Леонардо

Комментарии