EXPO MILANO - работа в Италии на международной выставке . Эдуард Кичигин

Дизайн как искусство и дизайн профанирующий.


Актуальность темы обоснована серьёзным воздействием визуальной рекламы на социум . В современной жизни человек практически не имеет возможности отгородиться от визуальных, аудиальных и информационных образов навязываемых ему сплошь и рядом средствами массовой информации, телевидением, интернетом, полиграфической и уличной рекламой.

По сути мы, в данный момент являемся пассивными потребителями огромного нефильтруемого океана образов, идей, мотивирующих брендов, в котором потребителю предоставлена возможность лишь воспринимать, но ни коим образом не фильтровать весь этот «белый шум» . Безусловно никто не заботится ни о уровне содержания этих идей и образов, ни о уровне их выражения. 

Уровень социума диктует необходимость в быстром товаро-денежном обороте и дизайн является основных фактором, который позволяет сформировать у клиента мотивацию приобрести именно этот продукт среди множества сходных.

Товаро-денежный оборот должен происходить максимально быстро и и выгодно для заинтересованных сторон, и здесь становится понятной роль  дизайна, как быстрого способа создания привлекательной эрзац оболочки, способной выделить один из ряда однотипных товаров и привлечь к нему максимальное количество покупателей, что бы в минимальное время и с минимальными затратами этот товар реализовать получив при этом максимально возможный доход.

Такова обслуживающая роль дизайна, она общая для всех его видов и разносит понятия дизайн и искусство на разные полюса смысла. Тем не менее дизайн  - также и искусство , не являющееся в полной мере собственностью клиента.

Эта мысль торгашами принимается со скрипом и постольку поскольку, здесь вступает в силу определённый парадокс, когда объект, принадлежащий к интеллектуально-культурной  сфере изначально должен иметь стоимость, и создаваться исходя из возможностей бюджета.
Этот факт накладывает на понятие «дизайна» – понятие «товара» со всеми вытекающими последствиями. То, что дизайн имеет стоимость, должен обеспечивать совершенно определённые функции, может быть выполнен в рамках чёткого технического задания приводит часть аудитории потребителей к продолжению данного смыслового ряда - , к тому что «продукт» имея все признаки «товара»  - им и является в полной мере.

Профессиональное творчество уравнивается с деятельностью рабочего или служащего производящего реальный продукт, его можно классифицировать, оценить трудозатраты, оптимизировать ,оценить риски,  провести рационализацию производства и  извлечь предсказуемую выгоду.

Ни дизайнер, ни клиент не могут просчитать изначально главный вопрос – не  касающийся вопросов товарооборота – создаётся ли стандартная оболочка для товара или в рамках технического задания рождается произведение искусства? 

Иску́сство - процесс или итог выражения внутреннего мира  в (художественном) образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает идеи, чувства или эмоции. (С) Вики

Клиент естественным образом склонен направить дизайн в ясное утилитарное использование возможностей , что предоставляет ему сотрудничество с дизайнером , как исполнителем. Исполнитель, дизайнер склонен рассматривать текущий проект не только в рамках технического задания, но и в контексте своего портфолио – то есть собрания лучших работ , демонстрирующих его максимальные возможности в данной сфере.

Данная сфера для дизайнера , как мы уже говорили,  является сплавом задач:  соблюдение технического задания плюс создание в его рамках творческого произведения, которое при благоприятном  стечении обстоятельств может претендовать на звание произведения искусства.

Безусловно, в нынешнюю эпоху исключительно трудно в данном  виде творчества создание какого либо значительного произведения,  сравнимого с произведениями скажем мастеров живописи прошлых веков, которые так же занимались творчеством на заказ , по своеобразному техническому  заданию , в оговоренные сроки и за совершенно реальные деньги.

И эта трудность , а порой и невозможность приводят к банальной подмене понятий, которую так любят использовать торгаши, PR щики и рекламисты – произведение искусства  любого жанра  - это товар  - его можно классифицировать, оценить трудозатраты, оптимизировать ,оценить риски,  провести рационализацию производства и  извлечь предсказуемую выгоду.

 Так как лейтмотив нашего общества – это отнюдь не какие либо общечеловеческие ценности а тупое бабло , даже не стратегически необходимое а тактически быстрооборачивающееся   - получается , что общественное мнение , сформированное по подобию западной утилитарной , выхолощенной медийной TV картинки воспринимает любой объект творчества с точки зрения эффективности получения этого самого бабла для более удобного интегрирования этой самой медийной картинки в свою собственную парадигму.

Идея интерпретации дизайна как искусства экономически не выгодна ни дизайнерам , ни их клиентам, интерпретирование дизайна как обслуживающей бизнес сферы творчества – состоятельна, но даёт нам тот жуткий поток низкопробных , порой совершенно аморальных и явно толкающих к регрессу общества и личности визуальных, аудиальных и информационных образов навязываемых сплошь и рядом средствами массовой информации, телевидением, интернетом, полиграфической и уличной рекламой.

Резюмируя проведу параллель  - вот например у меня есть необходимость обнести свой дом забором, есть чёткие представления по функционалу, который этот забор должен обеспечивать и есть возможность выбора исполнителей. Не являясь специалистом в создании заборов, я обращусь к профессионалам, ориентируясь на продемонстрированный ими уровень компетентности в данном вопросе в виде их скажем так "портфолио".

При прочих равных я, безусловно выберу в качестве исполнителя именно того создателя заборов, который кроме чёткой работы по техническому заданию сможет интерпретировать мой заказ в своём , авторском видении, нешаблонно отнесётся к его выполнению, и , работая в какой то мере на себя, своё имя, создаст в рамках технического задания своеобразное произведение искусства. Если сможет, конечно =)

Творчество , превращаемое в «креатив» может потерять или приобрести в себе всё что угодно,  и от бизнеса, и от вечных ценностей, но осознание личности в себе мы фиг потеряем , сколько бы не продавались – а значит творчество, как бы оно не называлось, и какие бы цели не преследовало  - будет может быть в первую очередь выполнять  обслуживающую функции , но главным лейтмотивом своего существования  оно имеет цель  -  создание произведений искусства -  пусть даже на доступном для автора уровне.

Титаны эпохи Возрождения это делали на уровне доступном для человечества, но…  Чтоб с титанами тягаться – надо потренироваться. ;-)

-----------------------------------------------------------------------



Ещё много ценной информации по созданию сайтов можно посмотреть тут:

  1. Как подавать информацию на сайте
  2. Воздействие дизайна сайта на посетителя.
  3. Структура вашего сайта и как получить от нее максимальный эффект.
  4. Разработка контента для сайта.
  5. Создание сайта храма Святой Блаженной Ксении Петербургской в деревне Жабино
  6. Эффективное использование Twitter на вашем сайте
  7. Новый функционал для создаваемых мной сайтов
  8. Создание сайта для православной юридической и бухгалтерской организации 'РусКонсалт'
  9. Создание сайта для православной организации
  10. Дизайн как искусство и дизайн профанирующий.
  11. На дизайне держится искусcтво ?
  12. Дизайн православный - особенности и частности. Работа с православными организациями.
  13. Какие костыли можно использовать для создания текста? 13 штук
  14. Создание сайта для танцевального дуэта ENJOY

Комментарии